Галина Потдыкова, артистка балета Большого театра, педагог-хореограф:

С танцем я связала жизнь почти случайно – в 5 лет пошла за компанию с сестрой на просмотр в ансамбль песни и пляски им. Локтева, а меня взяли и приняли. Потом уже я стала мечтать о балете, в 9 прошла отбор в МАХУ. Каждое утро мама кормила нас плотным завтраком, чтобы хватило сил на занятия. В начальных классах мы обедали в столовой, кормили нас правильно – суп, второе салат. Потом, в средних и старших классах, чувствуя себя взрослыми, мы игнорировали столовую с супом и ходили в буфет, где продавались булочки. Мы с подружками покупали себе что-то сладенькое и занимались весь день. А после занятий мы скидывались на появившиеся тогда пончики с глазурью – если бы это только видели наши педагоги!

Помню, в училище, быстро изнашивались пуанты и балетки, а родители старались из последних сил (огромная им благодарность за это), чтобы я ни в чем не нуждалась. И вот я бессовестная поняла, что если сказать, что нужны пуанты, то мама с папой в лепешку разобьются, но достанут мне денег на них. И я стала часто этим пользоваться – пуанты обшивала сама, подклеивала, а на полученные деньги подъедала разные плюшки, мороженое, молочные коктейли. Стыдно сейчас очень, но переходный возраст был трудным.

В училище периодически проводят контрольные взвешивания, это еще то испытание для нервной системы. Этих взвешиваний боятся все. Как-то уже на старших курсах, после каникул, у меня весы показали перевес – о булках я тогда забыла надолго.

Когда начинаешь танцевать в театре, то, как ты выглядишь, становится очень важным. Во-первых, ты сам не захочешь выйти на сцену, если что-то не так. А во-вторых, мы же часто работаем в парах, это простое уважение к партнеру, с которым ты танцуешь.

В 18 лет я родила первого сына, быстро восстановилась и вернулась в театр. Репетиции в театре, уход за ребенком, домашние дела – все это требовало сил и времени, мне некогда было присесть, вопрос о лишних килограммах не стоял. Через четыре года родился мой второй сын, я снова быстро пришла в форму и начала танцевать. Времени на еду иногда попросту не хватало, я забегала в буфет между репетициями и перехватывала кофе с шоколадкой. Спустя несколько лет я оставила Большой театр, началась моя новая карьера в качестве педагога-хореографа. Сейчас у меня трое сыновей, много работы и постоянное движение – какие килограммы!

Батыр Аннадурдыев, артист балета Большого театра:

Я родился в Ашхабаде, дома готовили плов и баловали детей сладостями. Когда в 9 лет меня отобрали в МАХУ, жизнь моя резко переменилась. Я переехал в интернат, где была совсем другая еда, и ее было мало, а физические нагрузки колоссальные. Особенно это чувствовалось в старших классах, есть хотелось постоянно. Нас подкармливали педагоги, воспитатели по возможности выделяли дополнительный талончик на обед. Мы набивались в друзья к студенткам из Японии, они привозили с собой рисовые колобки и угощали нас. Лет в 16 мы с приятелями начали подрабатывать – разгружали вагоны, так появлялись деньги, которые тратились на еду.

Когда я поступил в театр и начал ездить на гастроли, началось мое знакомство с мировыми кухнями. Попробовал я очень много, в каждом городе, где мы останавливались, я могу назвать несколько «вкусных» заведений, но моя любовь с первого укуса – это японская кухня. Эту еду я готов есть постоянно, мне очень нравится свежесть и невероятное качество продуктов. И каждый раз прилетая в Японию, я точно знаю, в каком ресторанчике буду ужинать и что закажу.

Слежу ли я за фигурой? После 35 лет слежу. До этого момента это было не актуально – постоянные репетиции не оставляли лишним килограммам шансов. Был смешной случай, когда я лет в 20 решил подкачаться в тренажерном зале и нарастить мышцы. В итоге пришлось даже отказаться от нескольких партий, так как от усиленного питания резко увеличилась талия. Сейчас мне 43, и я придерживаюсь разумных ограничений. Стараюсь не есть много сладкого, плюшек, хлеба. Но, как назло, в нашем театральном буфете продают столько вкусных бутербродов, пирожков, булочек, что периодически разрешаю себе что-нибудь.

Юлия Шошина, артистка балета Большого театра, педагог-хореограф:

Я всегда была очень разборчива в еде, с самого детства. Мама у меня очень хорошо готовит, но накормить меня было сложно. Я почти не ела суп, и сейчас не ем. Лук и чеснок вычисляю в любом блюде, и такое блюдо точно есть не буду. Не люблю овощи.

В нашем училище взвешиваний не было, и как-то так получилось, что к госэкзамену по дуэтам я весила 50 кг, и это было катастрофой – мне было велено срочно худеть, иначе к экзамену не допустят. Я взяла себя в руки и начала усиленно репетировать, почти прекратив есть. В то время мне хватало полконфеты в день, чтобы сохранять работоспособность. В результате к выпуску при росте 172 см я весила 42 кг. С этим же весом я пришла работать в свою первую труппу. И там руководитель решил, что я уж слишком худая и велел мне есть макароны с хлебом.

Сейчас я не только танцую, но и преподаю, и меня часто спрашивают как похудеть, но я не могу ответить на этот вопрос однозначно. Считаю, что это очень индивидуально, нет одного решения для всех. Я сама не люблю диеты. Свой организм я не ограничиваю, а настраиваю. Наверное мне повезло, но я совсем не люблю никакую выпечку – пироги, плюшки и даже хлеб я совсем не ем. Но чтобы быть в форме важен еще и образ жизни. Я не люблю отдыхать, мне нужно постоянно что-то делать. Не люблю наедаться досыта, вообще переедание для меня недопустимо. При этом я очень люблю сладкое, обожаю мармелад, он дает энергию. Однажды во время гастролей в Италии я серьезно опасалась, что подсяду на нутеллу, рука сама тянулась за очередной ложкой.

Моя любимая кухня – итальянская. Люблю морепродукты. Японскую кухню не понимаю.

Очень люблю готовить для кого-то, могу напечь блинов, приготовить жюльен, запечь мясо. Наше фирменное блюдо с мамой – рубленные куриные котлетки, мы называем их «Флик-фляк».